🌟🌟Экскурсия в Чуфут-Кале.
Чуфут Кале в 3,5 км к югу от Бахчисарайского дворца-музея.
Остановка автобуса «Староселье». За дворцом-музеем есть мечеть Токтлы-джами начало XVIII в., дальше Музей Крымско — Татарского просветителя Исмаила Гаспринского.
В самом узком месте долины автобусная остановка «Скала».
В обрыве вход в узкое с отвесными склонами ущелье Канлы-Дере то есть Кровавое ущелье.
Под скальным навесом, памятник каменного века Старосельская стоянка-позднемустьерская эпоха 50-35 тысяч лет назад, исследованная А. А Формозовым в 1952-1956 г.
Известны в этом районе поселениях тавров и поздних скифов.
Это провалившиеся камеры склепов могильника, местного населения VI-IX в. исследованному в 50-60-х г. XX в. археологом В. В. Кропоткиным.
Погребальный инвентарь захоронений — кольца, перстни, серьги, пряжки, застежки, наборы деталей поясов, браслеты, подвески, бусы. Позволяет представить вид о костюмах той далекой поры.
Непостоянная во все века мода показывает время того или иного элемента одежды.
Речь идет о металлических частях, ткани, кожа, подверглись уже быстрому распаду и их находят лишь в редких случаях.
Изучение одежды древнего населения наводит на большое количество исторических вопросов, не тронутыми письменными источниками.
Одежда даёт представление этническую принадлежность, говорит о торговых и культурных связях.
Отделка украшений, орнамент, несущий глубокие символическое значение, несёт отношение к духовной культуре людей, когда-то пользовавшихся этими вещами.
Чей это могильник ?.,городища Чуфут-Кале или селения Мариамполь, занимавшего в раннем средневековье ущелье до 1778 г.?
Этот вопрос упирается в дату городища, к которому стремится наш маршрут.
По вещам погребения, видим, что принадлежали гото-аланскому миру, населению во 2-й половине I тысячелетия н. э. проживало в Крыму и на Северном Кавказе.
Вплоть до XV в. в письменах есть сведения о существовании в Крыму аланов или асов.
Арабский географ Абульфеда в 1321 г. указал, что Кырк-Ор (Чуфут-Кале) находится в стране асов.
Потомками аланов этнографы и считают осетин.
Среди находок в склепах нательные кресты.
Эти же знаки высечены на некоторых плитах, ими закрывали входы в склепы — признаки христианского населения.
Дорога приводит нас далее к расширению ущелья, в него справа впадает небольшая балка.
С него открывается панорама строений мёртвого города, придвинутых к самому краю обрыва плато.
Город на плато, достигающем высоты над уровнем моря 540 м.
С трех сторон плато ограничено высокими отвесными обрывами.
Чтоб подняться доступна только восточная сторона мыса и часть его южного склона, в ряде мест прорезанного расселинами.
Городище, площадью 38 га, делится на три части, приоткрывает различные периоды его существования: Бурунчак в переводе с крымскотатарского — «носик», «мысок», не застроенная часть «Старый город» и «Новый город».
В VI в. А. Л. Бертье-Делагард, М А. Тиханова, А. Л. Якобсон, В. В. Кропоткин, А. И. Айбабин, А. Г. Герцен, Ю.М. Могаричев.
Согласно другому — в более позднее время: в IХ-Х вв. (А. В. Белый), X-XI вв. (Е.В. Веймарн), XI (В.Ф. Гайдукевич, Д.Л. Талис).
Некоторые ученые связывают с городищем поселение Фуллы, говорящих в письменных источниках VI-VIII вв., в XII-XIV вв. существовала Фулльская епархия.
Разногласия в нескольких причинах.
- Первое это, скудностью письменных источников, раскрывающие ранний период истории поселения.
- Второе это слабой археологической изученностью городища.
- И в-третьих, незначительной мощностью культурного слоя, относящего к ранним этапам населения, как мы видим уже с неоднократными в прошлом очистками территории поселения от земли и мусора.