Краеведческая и культуроведческая статья С.Н.Мацкевича, о партенитских исторических ценностях и их судьбе в наше время.


Часть 1. Партенитская базилика и маятник.

 

Всему свое время, и время всякой вещи под небом.
Время рождаться,  и время умирать,
время насаждать и время вырывать посаженное,
Время убивать и время врачевать;
время разрушать и время строить;…».
(Екклесиаст,3,2-3.).

Следует сразу отметить, - тематика представляемого здесь материала – на злобу дня, а поэтому содержание его исключительно мирское. И эта «злоба дня» являет собой не только набор вопиющих фактов, но и попытку, основываясь на Екклесиасте, прояснить, - время какой «вещи под небом» мы ныне переживаем?

И еще. Если следовать бл. Августину (354-430), считавшему, что одна из задач христианина – сопротивление все умножающемуся злу, неизбежно возникает  вопрос, - можем ли мы сейчас влиять на «наше время», какое бы оно ни было, или следует утешиться цитатой из Екклесиаста – «И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все – суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!» (Екклесиаст,2,11.).

 

Историческая справка. Партенитская базилика.

«Базилика св. Петра и Павла» (принято называть «Партенитская базилика») является уникальной не только для Крыма, но и для всей России, на территории которой подобных объектов больше нет. Один из современных исследователей -  к.и.н. И.А. Завадская отнесла «Партенитскуя базилику» к числу «знаковых», «эталонных» памятников,  что являются «материальным выражением эпохи». Эта эпохаэпоха насаждения императорами династии Исавров Льва III (717 – 741 гг.) и Константина V (741 – 775 гг.)  иконоборческой ереси, охватившей всю «христианскую вселенную».

Вся полнота Вселенской православной церкви торжественно отмечает в первое воскресенье Великого Поста праздник Торжества Православия, установленный в 843 году императрицей Феодорой в честь победы над этой ересью. В этой победе есть немалый вклад уроженца Партенита  св. Иоанна Готского, чья резиденция находилась в монастыре свв. Апостолов, кафоликоном которого, по-видимому, являлась «Партенитская базилика», и которую, по свидетельству найденной в 1871 году надписи, датированной 1427 годом, он основал.

Также где-то здесь, согласно Житию Иоанна Готского, находилась рака с мощами преподобного епископа Готского Иоанна.

Св. Иоанн Готский является одним из предуготовителей VII Вселенского Собора 787 года (II Никейского), восстановившего иконопочитание во Вселенской Православной церкви. Почитается в лике Исповедника православными и католиками.

Часть руин «Базилики» была музеефицирована, с ориентацией на греческие образцы, предшественником МАУ «Музей-заповедник «Пилигрим» - ГКП «Пилигрим». Им, предшественником, еще в 2001 гг. был возведен охранный павильон площадью 0, 0980 га  над частью южного нефа «Партенитской базилики» и предполагаемыми остатками раки, где, возможно, когда-то были выставлены для почитания мощи святого Иоанна Готского. Кроме того, как внутри павильона, так и рядом, установлены  информационные стенды. Позже РПЦ здесь была сооружена часовня св. Иоанна Готского.

Ныне этот объект является, по сути, комплексом, с многофункциональным его использованием, где, в том числе, использовались  формы интерактивной работы с посетителями музея.

История Партенитской базилики оригинальна своей парадоксальностью. При ее, этой истории, характеристике, вполне уместно использовать метафору движения маятника. С одной стороны, по сравнению с другими крымскими раннесредневековыми базиликами, например Эски-Керменской, Партенитской базилике повезло, ее постоянно восстанавливали. И, что нужно отметить, каждый раз очередные ее восстановители смотрели с оптимизмом в будущее восстановленной ими святыни. Но с другой стороны, всю  известную нам историю Партенитской базилики ее преследовал, если можно так выразиться, злой рок, - очередное восстановление заканчивалось очередным ее разрушением (прямо по Екклесиасту!).

В это, конечно, трудно поверить, но то, что происходит с этим всемирно известным (!) памятником истории и культуры Византии сейчас (наследниками культуры которой мы являемся), заставляет задаться вопросом – не присутствуем ли мы при очередном движении маятника в сторону уничтожения Партенитской базилики? (Частичного? Окончательного?).

 

 

Колебания маятника.

Уже говорилось, - основателем Партенитской базилики является сам св. Иоанн Готский. Тогда, в VIII веке, это был, по-видимому, кафоликон (собор) монастыря св. Апостолов, где располагалась резиденция епископа «всей Готии». Но история средневековой Таврики - непростая. Пару раз базилику разрушали в средневековье. После чего, в 1427 году,  ее восстановил митрополит города Феодоро и всей Готии Дамиан. О чем он с оптимизмом сообщил последующим поколениям в надписи на мраморной плите, что была здесь обнаружена в 1871 году алуштинским священником о. Николаем (Клопотовичем).

Однако и после этого базилика, в очередной раз,  была разрушена.

 

Фото мраморной плиты с надписью митрополита Дамиана.

 

В XVI - XVII вв. Партенитскую базилику вновь восстановили. Возможно, за счет местных жителей. Теперь это - достаточно скромный по размерам, небольшой храмик, мало чем напоминавший былое великолепие. Но, после, и это сооружение превратилось в руины.

Затем  очередной (теперь уже пятый?) шанс, уже в новое время, Партенитская базилика получила после раскопок 1871 г. Д.М. Струкова и о. Николая (Клопотовича). Однако и этот шанс остался нереализованным. - Д.М. Струков вернулся к себе  домой в Москву, хозяин имения Партенит – Н.Н. Раевский-третий (считается прототипом графа Вронского) в 1876 году погиб в Сербии, а раскрытые раскопками стены (достигавшие тогда, кстати, местами аж до 6.5 метров!) разбираются (правда, частично) на строительные нужды

Д.М. Струков.

Следующий шанс, причем вполне реальный, как сказали бы мы ныне, Партенитская базилика получила в 1907 году, когда на средства «генеральши Марии Раевской», как звали М.Г. Раевскую (кстати, в честь «генеральши Марии Раевской» в 1911 г. был выведен сорт розы), археологом Н.И. Репниковым было осуществлено доисследование руин базилики, а затем ее реставрация и, как бы мы это назвали, - музеефикация. Итог чего можно увидеть ниже на фото. Тогда стены базилики достигали еще (местами) высоты 2.5 метров. (То есть по сравнению с 1871 годом, уже тогда, в 1907 году, стены значительно «уменьшились»).

Раскопки Н.И. Репникова 1907 года. На месте виноградника сейчас – танцплощадка, чуть выше слева – столовая №4, а также реконструируемые корпуса военного санатория.

 

Н.И. Репников (справа) и сын «генеральши Марии Раевской» П.М. Раевский (слева) на раскопках Партенитской базилики. 1907 год.

Теперь, после 1907 года, казалось, -  наконец-то  Партенитская базилика возродилась из руин и зажила полноценной жизнью, культурной и религиозной. А Россия обрела шедевр византийской культуры, относящийся к Всемирной истории. Более того, важную роль играло и месторасположение Партенитской базилики, - в самом сердце ЮБК, в самом начале пути на гору Аю-Даг, уже тогда активно посещавшейся туристами, и  становилась, как мы сказали бы сейчас, узнаваемым брендом ЮБК.

Да еще и Раевские славились своим гостеприимством. Кто здесь тогда только не побывал! - Даже сам Император Николай II.

М.Г. Раевская (урожденная княгиня Гагарина). Портрет.

 

Посещение императором Николаем руин Партенитской базилики. Император стоит, сложив руки спереди у северного нефа (руины ныне скрыты под    землей)

 

Это место, на котором запечатлен Николай II, легко найти. Сзади, правее от  императора, виднеется кедр, который  есть и сейчас.

 

 

Кстати, мадам «генеральша Мария Раевская» - дочь князя Г.Г. Гагарина, - вице-президента Императорской Академии художеств, интересовалась историей и культурой Византии, что хорошо видно на примере базиликального типа храма, возведенного в 1913 году на территории принадлежавшего ей имения (ныне санаторий Карасан, Партенит).

Это убеждает, -  представление о культуре России до 1917 года, как культуре, по преимуществу декадентской, – неверно.

 

 

 

Возрожденная М.А. Раевской святыня. Служба на руинах Партенитской базилики  09 июля 1908 г.

На фото видны выделенные при помощи ограждения остатки  раки (?), которую за год до этого  разобрал Н.И. Репников. В правом верхнем углу виднеется часть кипарисовой аллеи, высаженной еще в 70- гг. XIX века Н.Н. Раевским (считается прототипом графа Вронского). Сейчас эта аллея «упрятана» за забором военного санатория.

Рака (?) для мощей  св.  Иоанна Готского. («Гробница №18» в отчете Н.И. Репникова) до ее разборки  в 1907 году.

 

В ноябре 1920 года, в аккурат к третьей годовщине Октябрьского переворота (как это событие тогда всеми принято было называть), Красная армия, совместно с союзной ей Повстанческой армией Украины (махновцы), не считаясь с потерями, начала т.н. Перекопско-Чонгарскую операцию. В результате проведения которой в Крыму установилась Советская власть.

М.Г. Раевской удалось загодя эмигрировать во Францию, где она проживала (в Ницце) до своей кончины в 1941 году, а  маятник истории Партенитской базилики, которая также, как и «Генеральша Мария Раевская» теперь стране стала не только не нужна, но оказалась даже «вредной», качнулся в другую сторону. Наступило, прямо по Екклесиасту, время новой «вещи под небом».

Что здесь происходило после 1920 года? - Никто пока толком не знает. Но надо ли знать? Ведь «кто умножает познания – умножает скорбь» (Еккл. 1,18).  Соглашаясь в этом с Екклесиастом, мы, все же, считаем, - надо. Для чего? - Да чтобы это движение маятника истории Партенитской базилики просто заметить, если он качнется в сторону «вырывать посаженное». И от нее, то есть от нашей Партенитской базилики, все же осталась «польза под солнцем», пусть уже не для нас, а, хотя бы потенциально, для наших потомков.

 

Партенитская базилика. Фото начала 70-х гг. XX века. Хорошо видно, что те, кто возводил здесь ограждение (штакетник), - или не знал известной тогда площади памятника, или просто слукавил. Ныне это место находится внутри павильона.

 

Известно лишь, что несмотря на то, что в 1969 году Партенитская базилика была поставлена на учет, строительство военного санатория (сдан в эксплуатацию в 1974 году) велось без учета даже той площади Партенитской базилики, что была известна с 1907 года. Считается, что сохранилась она (частично по сравнению с 1907 годом) чудом.

Но в 1998 году маятник истории Партенитской базилики вновь качнулся в другую сторону. В этом году начались раскопки совместной экспедиции Государственного Эрмитажа (рук. С.Б. Адаксина)  и Крымского филиала института археологии НАНУ (В.Л. Мыц).

Раскопки 1998 года. Южный неф базилики.

Ныне это место находится внутри павильона.Фото автора.

Раскопки продолжались до 2001 года. Максимальная высота стен Партенитской базилики достигала уже 0.5 метров. (Сравним, – в 1871 г. – 6.5 метров; в 1907 г. – 2.5 метров; в 1998-2001 гг. – 0.5 метров. Налицо - тенденция)

В 2001 гг. ГКП «Пилигрим» по согласованию с Государственным Эрмитажем (Санкт-Петербург) был  возведен охранный павильон площадью 0, 0980 га  над частью южного нефа «Партенитской базилики» и остатками раки, где, как полагали в 1907 году, были когда-то в средневековье выставлены для почитания мощи святого Иоанна Готского.

Современный вид части южного нефа Партенитской базилики внутри охранного павильона МАУ «Музей-заповедник «Пилигрим». Является составной частью Музейного маршрута «Аю-Даг – святая гора». Следует акцентировать внимание – внутри павильона менее трети площади базилики. Причем это, - без учета площади раскрытых раскопками 1998-2001 гг. монастырских построек.

Казалось, что маятник истории Партенитской базилики, уж теперь-то качнулся, причем окончательно, в сторону времени «насаждать» и «строить».

Но нет, - с этим-то, как раз, как видно, спешить у нас и не стоит.

 

Последнее движение маятника.

Почему ситуация представляется МАУ «Музей-заповедник «Пилигрим» как очередное движение маятника? - Вот факты.

1. Ныне пройти к Партенитской базилике можно исключительно через территорию ФГБУ «Военный санаторий «Крым». А до 15 июня 2015 г. посещение территории, находящейся за забором, ограждающим объекты этого санатория (согласно представленным Арбитражному суду документам, военный санаторий тогда не являлся правообладателем ни на этот забор, ни на земельный участок, который этот забор ограждает), а значит и, в том числе, посещение «Партенитской базилики», приказом его руководства было запрещено для той части туристов, что не имела путевок в военный санаторий. То есть, – подавляющему большинству граждан России.

2. 05 или 06 июня 2015 года, руководство военного санатория, без какого-либо предупреждения, заблокировало калитку и ворота на входе на территорию «Заказника Аю-Даг» (при помощи сварки), чем перекрыло Музейный маршрут МАУ «Музей-заповедник «Пилигрим» «Аю-Даг – святая гора», идущий от Партенитской базилики к следующему объекту Музейного маршрута – руинам средневекового монастыря св. Константина и Елены на поляне Ай-Констант, что находится уже на территории «Заказника  Аю-Даг».

Зачем? Толком никто ответить не смог. Несмотря на публично заданный в СМИ вопрос. В том числе и в Арбитражном суде. Но в результате,  - МАУ «Музей-заповедник «Пилигрим» прекратил эксплуатацию музейного маршрута «Аю-Даг – святая гора».

 

Как пояснили позже представители военного санатория полиции (цитата) – «…директор МАУ «Музей-заповедник «Пилигрим», незаконно проложил путь к своему музею через территорию военного санатория, и работниками санатория на данный момент проводятся ремонтные работы, по устранению повреждений ограждения санатория». Вот все.

Ходатайство МАУ «Музей-заповедник «Пилигрим» о приобщении к материалам дела письменных показаний старожилов о том, что здесь изначально, еще с начала 70 - х годов прошлого века, были возведены ворота с калиткой для входа на территорию «Заказника Аю-Даг», - Арбитражными судами первой и апелляционной инстанций было отклонено.

Ссылка МАУ «Музей-заповедник «Пилигрим» на: - фотографии, где видно, что это - ворота с калиткой, а не дыра в заборе; - подписанные Администрацией города Алушты материалы из градостроительной документации Партенита; - представленный картографический материал с пояснениями Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, - Арбитражными судами первой и апелляционной инстанций  не  были приняты во внимание.

 

3. После этого, - 15 июня 2015 г. руководство военного санатория ввело плату за посещение территории, расположенной за забором, ограждающим объекты санатория. То есть для того, чтобы попасть на территорию Партенитской базилики, теперь стало необходимо уплатить ФГБУ «Военный санаторий «Крым»: - в 2015 году 50 рублей; - в 2016 г. 100 рублей; - в 2017 году - ? рублей.

 

Доводы МАУ «Музей-заповедник «Пилигрим», что это нарушает права граждан, гарантированные им ч. 2. ст. 44 Конституции России, где - «Каждый имеет право на … пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям», а поэтому требовать от них покупать за 50 рублей (а затем за 100 рублей)  право на этот доступ, которым они и так обладают – незаконно, Арбитражными судами первой и апелляционной инстанциями  не были приняты во внимание.

4. 25 августа МАУ «Музей-заповедник «Пилигрим» стало известно, что руководство ФГБУ «Военный санаторий «Крым» начало  осуществлять строительство забора в охранной зоне и вокруг Партенитской базилики (на фото – слева от стелы), определенной Решением Крымского облисполкома от 15.01.1980 г. № 15 (в радиусе 25 метров от центра базилики).

Никакого согласования (ни, хотя бы, уведомления), ни с МАУ «Музей-заповедник «Пилигрим», ни с Государственным комитетом по охране культурного наследия Республики Крым строителями забора получено не было. Ныне забор так и стоит.

5. 11 августа 2015 года МАУ «Музей-заповедник «Пилигрим» был подан иск в Арбитражный суд.

На данный момент нами направлена кассационная жалоба на решение Арбитражных судов первой и апелляционной инстанций в Арбитражный суд Центрального округа.

6. 07 марта уже 2017 года, директор МАУ «Музей-заповедник «Пилигрим» направил на имя Председателя Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым  ходатайство о внесении изменений в его Приказ от 17.01.2017 г. №17 в части увеличения площади территории объекта культурного наследия регионального значения, памятника археологии - «Базилика св. Петра и Павла» до 1.00 га и, соответственно, уточнения границ зон его охраны и археологического контроля, режимов использования земель и градостроительных регламентов.

Чем вызвана эта просьба? Согласно Приказа №17 от 17.01.2017 г. площадь охранной зоны и «территории» (по-видимому, надо понимать самой Партенитской базилики С.М.) равняется – «0.1231 га (1211 кв. м)». Но согласно справке  директора Крымского филиала Института археологии НАНУ В.Л. Мыца (цитата) - «Площадь археологического объекта (монастырский комплекс с базиликой в верхнем (южном) углу двора и примыкающими к ограде капитальными зданиями, а также некрополем) – не менее 1.0 га. Раскопано – около 0,04 га. таким образом, площадь неисследованной части объекта в целом составляет около 0.96 га».

Почему так получилось? В ходатайстве директора МАУ «Музей-заповедник «Пилигрим» указывалось, что (цитата из ходатайства) - «Проект охранной зоны и определение границ территории объекта культурного наследия – памятника археологии: Базилика св. Петра и Павла. XIII-XVвв.» ООО «Крымская КАРМ» г. Симферополь …(Заказчик: Управление культуры Администрация г. Алушты РК), на основании которого был принят Ваш Приказ №17 от 17.01.2017 г. … с МАУ «Музей-заповедник «Пилигрим» не согласовывался» (напомним, Партенитская базилика закреплена за МАУ «Музей-заповедник «Пилигрим» на праве оперативного управления).

А теперь сравним - 0.1231 га в «Приказе №17» и 1.0 га по данным последних археологических полевых работ. Разница в 0. 8769 га очевидна. Что с ними, этими 0.8769 га территории Партенитской базилики, теперь будет?

Тревогу вызывает прежде всего то, что на данный момент ФГБУ «Военный санаторий «Крым» осуществляет реконструкцию двух корпусов и столовой №4, расположенных над Партенитской базиликой. По имеющейся у нас информации, реконструкции или замене подлежат и коммуникации, относящиеся к реконструируемым объектам. Уже говорилось, - в 70-е годы прошлого века  строительство объектов военного санатория наличие здесь Партенитской базилики не учитывало.

Так, судя по всему, стена танцплощадки военными строителями в 70- гг. прошлого века была посажена на стену западной галереи базилики. А камень для возведения танцплощадки, как видится,  взят из руин Партенитской базилики.

Канализация, система полива растений, какой-то кабель, военными строителями тогда, - в 70-е, были проложены прямо по стенам Партенитской базилики.

Одним словом, - с учетом полученного нами опыта взаимодействия с нынешним руководством военного санатория, как нам видится, поводов для беспокойства - предостаточно.

Партенитская базилика скрывает много тайн.

Итак, изучено лишь 4% территории этого памятника, о чем уже говорилось. (Все находки Н.И. Репникова где-то сгинули после 1917 года). Какие сюрпризы могут здесь нас ожидать в результате будущих археологических исследований?  (Впрочем, будет ли теперь возможным их проведение?).

Прежде всего, это местонахождение мощей св. Иоанна Готского. Они должны быть где-то здесь. Где они, – под танцплощадкой; под теннисными кортами;  под дорогой?

Еще одна тайна. О чем гласила надпись на мраморной плите, шесть фрагментов которой было обнаружено среди руин базилики  в 1907 году Н. И. Репниковым? Авторство  надписи приписывается Боспорскому царю Тиберию Юлию Савромату II (174 - 210 гг. н.э.), воевавшему с таврами в союзе с римлянами. Зачем здесь, в Партенитской базилике, она, эта плита, хранилась, когда базилика функционировала? (На найденных в 1907 году шести фрагментах удалось прочесть только начало надписи с именем самого царя. Вот если бы найти остальные фрагменты!).

Есть и другие тайны.

И последнее. Возникает вопрос, - есть ли надежда на цивилизованное решение вопроса? Думаем, - да. Почему? - Есть примеры. Это - условия деятельности и сама деятельность Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль", находящегося в Московском Кремле, который является официальной резиденцией Президента Российской Федерации. Учредителем же этого «Музея-заповедника» есть Министерство культуры РФ. И это никого не смущает.

Более того, как известно, по поручению Президента РФ ныне демонтирован огромный 14-й корпус Кремля, возведенный в 30-х гг. прошлого века, и расположенный на месте снесенных, тогда же, – в 30-х, построек Чудова и Вознесенского монастырей. Теперь под землей работают археологи, а на поверхности раскинется парк.

То есть Президент дает сигнал.

И, наконец, как всем известно, с проявлениями варварства в отношении культурных ценностей наша страна борется, в том числе усилиями Министерства Обороны, в той же Сирии.

 

С.Н. Мацкевич,  директор МАУ «Музей-заповедник «Пилигрим».

 

 

 

Ворота с калиткой на входе на территорию «Заказника «Аю-Даг», заблокированные сотрудниками военного санатория «Крым».  Справа виднеется киоск МАУ «Музей-заповедник «Пилигрим». Фото автора.

 

 

 

 

Есть ли «польза под солнцем» от Музейного маршрута «Аю-Даг – святая гора»?

 

 

  1. Участок средневековой дороги на горе Аю-Даг, когда-то соединяющей здесь одно селение с другим, освященный, согласно легенде, «босыми ступнями» св. Иоанна Готского. Это было тогда, «когда священнослужитель собственноручно окроплял хижины местных жителей святой водой и вносил в них священные дары». Фото автора.

 

  1. Современный внешний вид охранного павильона МАУ «Музей-заповедник «Пилигрим», накрывающего часть южного нефа Партенитской базилики. Фото автора.

  1. Средиземноморский лес Аю-Дага. Цветение «Земляничника мелкоплодного» у средневековой дороги на поляну Ай-Констант Аю-Дага. На заднем плане ущелье св. Иоанна. Фото автора.

  1. Античная «Гавань Лампады», что «в земле тавров», с высот Аю-Дага. Фото автора.

 

Продолжение следует…